Схема методической службы в доу

Схема методической службы в доу
Схема методической службы в доу
Схема методической службы в доу
Схема методической службы в доу
Схема методической службы в доу

Организация деятельности методической службы

в МКДОУ «ДС ОВ «Белочка» г. Тарко – Сале.

Эффективность работы МКДОУ «ДС ОВ «Белочка» г. Тарко – Сале, как и любого другого дошкольного образовательного учреждения, определяется, прежде всего, грамотной в профессиональном отношении деятельностью методической службы.

Раньше употребляли выражение: «Кадры решают всё». И это действительно так. От педагогических кадров зависят качество образовательного процесса, здоровье и развитие воспитанников и популярность детского сада в микрорайоне среди родителей. Поэтому деятельность методической службы в нашем детском саду направлена на оказание организационно-методической помощи педагогам в поисках эффективных форм, методов работы с детьми, повышение профессионального мастерства педагогов, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта.

Методическая служба в нашем детском саду действует на основании Положения о методической службе, принятого на совете педагогов и утвержденного заведующим. В состав методической службы входят заведующий, старший воспитатель, учитель – логопед, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования, воспитатели. Руководителем методической службы является старший воспитатель.

Структурная модель методической службы детского сада представлена схемой:

Актуальные направления в содержании деятельности методической службы детского сада, а также формы работы, отражены в модели работы методической службы:

 

Исходя из основных годовых задач ДОУ на учебный год по организации методической работы, определены следующие задачи:

1.  Совершенствование и обновление методической работы в ДОУ на основе введения инноваций.

2.  Создание атмосферы уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса, гуманных отношений партнерского сотрудничества.

3.  Обеспечение высокого качества ВОП, путем внедрения в образовательный процесс программы инновационной деятельности «Проектный метод в исследовательской деятельности дошкольников», новых педагогических технологий обучения и воспитания.

4.  Прогнозирование, планирование и работа по оказанию организационно-методической помощи педагогам по повышению уровня профессионального мастерства.

Для решения поставленных задач, составлен комплексный годовой план методической работы, в который включены мероприятия по блокам:

-  управление методической работой в ДОУ;

-  повышение профессиональной квалификации педагогов;

-  работа с молодыми педагогами;

-  информационно-просветительская работа;

-  оснащение педагогического процесса;

-  информационно-аналитическая деятельность;

-  организационно – педагогическая деятельность.

С целью конкретизации объема работы, форм, последовательности и сроков проведения методических мероприятий разрабатывается план работы методической службы на месяц.

В организации методической и организационно-педагогической работы в ДОУ осуществляется личностно-ориентированный подход в деятельности с педагогами, способствующий повышению профессионализма и творческого потенциала, умению выстраивать деловые отношения друг с другом, анализировать свою профессиональную деятельность.

Для повышения профессионального мастерства педагогов используются разные формы работы.

Формы методической работы

Традиционные формы методической работы, в которых отводилось главное место докладам и выступлениям, утратили свое значение из-за малой их эффективности и недостаточной обратной связи. Поэтому все шире используются новые, активные формы и методы работы с педагогическим коллективом. Это различного рода викторины, КВНы, деловые игры, недели педагогического мастерства, тематические выставки, смотры - конкурсы, и т. д., которые способствуют повышению профессиональной компетентности педагогов и их педагогического мастерства. Все эти мероприятия важны и тем, что обеспечивается обратная связь, откровенный обмен мнениями, что позволяет анализировать конкретные ситуации, а также помогает сплачивать коллектив, активизировать педагогов, повышать уровень взаимоотношений между сотрудниками.

Рассмотрим некоторые формы методической работы.

Совет педагогов является основной формой методической работы педагогического коллектива, действующим органом коллегиального рассмотрения деятельности дошкольного учреждения. Тематика заседаний совета педагогов определяется задачами деятельности детского сада на учебный год. Формы проведения совета педагогов в нашем детском саду разнообразны:

  совет педагогов – деловая игра;

  совет педагогов – круглый стол;

  совет педагогов – КВН;

  совет педагогов – ТУ-ВИ (турнир – викторина);

  совет педагогов – интеллектуально – творческая игра.

В течение учебного года каждый педагог имеет возможность показать свое педагогическое мастерство, инициативу на совете педагогов.

Заседания совета педагогов проходят активно, творчески, способствуют росту педагогического мастерства, развивают творческое мышление, интерес к методической работе.

Для формирования у педагогов знаний, умений, навыков в решении теоретических задач организуются семинары. Семинарские занятия призваны углубить, расширить и детализировать знания педагогов. Семинар предполагает коллективное обсуждение наиболее важных и сложных вопросов изучаемой темы. На семинарах поощряются выступления оценочного и дискуссионного характера, вырабатывающие самостоятельность и независимость мышления, демонстрирующие собственные взгляды и убеждения. В нашем детском саду тематика семинаров связана с задачами годового плана, а также и с выполнением других реализуемых в детском саду планов, например, в этом 2010 – 2011 году с целью выполнения плана совместных мероприятий Муниципального дошкольного образовательного учреждения д/с «Белочка» г. Тарко – Сале и Пуровского района по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления ПАВ несовершеннолетними запланировано проведение семинара на тему «Средства, формы, методы профилактики наркомании в работе с детьми от 2 до 7 лет в ДОУ».

В практике детского сада используются также и семинары – практикумы, направленные на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Их тематика строится на запросах воспитателей. Проводятся семинары – практикумы не столько старшим воспитателем, но и другими педагогами и специалистами, хорошо владеющими необходимыми навыками.

Для работы над проблемой может быть использована такая форма, как «круглый стол», который организуется в том случае, когда содержание проблемы предполагает множество различных точек зрения, разных аспектов рассмотрения.

«Круглый стол» целесообразно организовать следующим образом:

-  старшим воспитателем формулируются вопросы, обсуждение которых позволит всесторонне рассмотреть проблему;

-  вопросы распределяются по группам и раздают участникам для целенаправленной подготовки;

-  для освещения специфических вопросов могут быть приглашены психолог, юрист и другие специалисты;

-  в ходе занятия вопросы раскрываются в определенной последовательности; выступления специально подготовленных педагогов обсуждаются и дополняются; слушатели обмениваются мнениями, задают вопросы, обосновывают свою точку зрения.

В нашем дошкольном учреждении также проводятся «Недели педагогического мастерства», на которых показываются открытые мероприятия с использованием современных методов и приемов организации детской деятельности. Педагоги демонстрируют свой опыт, отличающийся оригинальностью и индивидуальным стилем. Каждый педагог сопоставляет увиденное с тем, что делает сам, и понимает, что можно сделать лучше. Так происходит своеобразная индукция творчества от одного педагога к другому, и возникает «всплеск» творческой активности. В этом 2010 – 2011 учебном году запланирована «Неделя педагогического мастерства» на тему «Уроки добра» по реализации годовых задач социально – нравственного воспитания детей, будут просмотрены мероприятия с детьми (занятия, игры, викторины и др.) по формированию у детей доброжелательного поведения, осознанного отношения к нормам социального поведения.

Кроме выше описанной «Недели педагогического мастерства» проводятся недели в форме педагогического состязания двух команд.

Открытые занятия и коллективный просмотр педагогического процесса – одни из самых эффективных форм методической работы. В каждом детс­ком саду есть педагоги, которые могут поделиться с коллегами опытом организации работы с детьми. От­крытые занятия проводятся с целью демонстрации уровня профессионализма педагогов, и они часто используются как одна из форм проведения аттестации, а коллективные просмотры – с целью ознакомле­ния и обучения воспитателей наиболее эффективным формам, методам организации педагогического процесса. Для просмотра выби­раются не только занятия, но и другие виды деятельности (игра, труд и др.), а также отдельные режимные моменты (утренняя гимнастика, организация прогулки, подъем детей после днев­ного сна и т. д.).

«Мозговой штурм» (атака) может быть использован для решения проблемы, когда у педагогов есть все необходимые знания и нужно в сжатые сроки найти нетрадиционное, оригинальное, эффективное решение практически значимой проблемы (приложение 7). Смысл такой формы работы заключается в организации активного коллективного поиска решения проблемы путем сбора идей, предложений и последующего их анализа, выбора оптимального решения.

Организацию «мозгового штурма» рекомендуется проводить в несколько этапов:

-  формирование проблемы;

-  тренировочный этап – разминка (упражнение в быстром поиске ответов);

-  начало по сигналу; фиксация выдвигаемых идей;

-  отбор и оценка наилучших идей на основе избранных критериев;

-  подведение итогов, оценка лучших идей, принятие коллективного решения.

Деловая игра в нашем детском саду проводится с целью формирования познавательных и профессиональных мотивов и интересов, обучения коллективной мыслительной и практической работе, формирования умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений и т. д. (приложение 8).

Для молодых педагогов в детском саду работу ведет кружок «Палитра мастерства», целью которого является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности (приложение 9). К работе кружка привлекаются опытные воспитатели, специалисты: музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре. На занятии кружка выдается памятка для молодого педагога (приложение 10), рассматриваются вопросы организации воспитательно – образовательного процесса:

- планирование учебно-воспитательной работы;

- организация режимных моментов в группе;

- организация и руководство играми детей;

- организация и руководство трудом дошкольников;

- организация работы с семьями воспитанников;

- и т. д.

При проведении любого методического мероприятия необходимо продумать использование разнообразных методов включения каждого педагога в активную работу. В нашем детском саду используются следующие методы и формы активизации педагогов:

  решение конкретной ситуации из практики работы с детьми (ситуации – иллюстрации, ситуации – упражнения, ситуация – оценка, ситуация – проблема);

  диалог, дискуссия;

  обучение практическим умениям;

  метод игрового моделирования;

  деловая игра;

  мозговой штурм и др.

Методический кабинет.

В обогащении педагогического опыта педагогам помогает методический кабинет, который является для них «центром сбора педагогической информации», «лабораторией творческого труда».

Методический кабинет нашего детского сада многофункционален. Здесь собираются педагоги на методические мероприятия, принимают гостей ДОУ, здесь же сосредоточен библиотечный фонд, в котором имеется методическая, познавательная, детская художественная литература, а также справочники, журналы, документы, программы, разработанные в ДОУ, годовые и месячные планы, материалы совета педагогов, методические рекомендации, диагностические методики, карты, наглядные дидактические пособия, раздаточный материал по разделам образовательной программы. Ежегодно методический кабинет пополняется периодическими изданиями профессиональной направленности: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в д/саду», «Дошкольная педагогика» и мн. др.

В кабинете есть информационные стенды для педагогов: «Годовые задачи на учебный год», «Наши мероприятия», «Готовимся к аттестации», организуются выставки новинок педагогической литературы. В помощь педагогу собраны перспективные планы, конспекты занятий, памятки по оформлению конспектов и другая методическая документация. Есть материалы по работе со школой (планы работы, консультации, материалы по проведению родительских собраний в подготовительной к школе группе) и с родителями (основные задачи родительского собрания, его функции, организация управления родительским собранием, правила проведения группового собрания, делопроизводство родительского собрания, технология подготовки и проведения, виды собраний, формы их проведения и т. д).

Методический кабинет доступен каждому, имеет удобный, гибкий график работы. Старший воспитатель старается организовать работу в кабинете так, чтобы каждый мог посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, советы, рекомендации, чтобы каждый приход в методический кабинет приносил педагогам новые знания, новые мысли и идеи, обогащал их опыт.

Педагогический процесс оснащен необходимыми ­учебными пособиями и материалами для проведения занятий по всем разделам программы. Воспитатели обеспечены необходимой методической литературой. Учебно – дидактическое и учебно-методическое обеспечение:

·  по программе «Детство» составляет 90%,

·  по парциальной программе музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет «Топ-хлоп, малыши», авторы , - 90%,

·  по парциальной программе музыкального воспитания «Ладушки» под редакцией – 90%.

Приобретены и изготовлены руками воспитателей игры и пособия по всем разделам программы «Детство».

Контроль.

Самым пугающим мероприятием для воспитателей является контроль, но необходимым тоже, так как, организация и проведение контроля – важнейшая функция методической службы ДОУ. Контроль позволяет собрать данные о результатах педагогического процесса, скорректировать отклонения в реализации поставленных перед ДОУ задач, выявить и систематизировать передовой педагогический опыт, способствует максимальному раскрытию творческого потенциала каждого педагога.

На наш взгляд, основными методами контроля должны стать мониторинг и рефлексия педагогом своей деятель­ности, целью - оказание практической помощи и выявление пере­дового опыта работы, а результатом - повышение качества образования всех участников педагогического процесса.

Функцию контроля в нашем обра­зовательном учреждении осуществля­ют административная, методическая и медицинская службы, что позволяет реализовать демократический стиль управления. Обязанности по контролю распределены между выше перечисленными службами согласно утвержденному годовому плану контроля (приложение 11). Это позволяет охватить все аспекты работы детского сада. Ознакомление с графи­ком и планом контроля происходит за­ранее. Результаты контроля отражают­ся в аналитических справках, индиви­дуальных рекомендациях педагогам и приказах заведующей.

Наиболее сложным в рамках кон­троля является определение критериев оценки деятельности педагогов. В специальной литературе имеется много разнообразных рекомендаций, с опорой на которые к каждому кон­трольному мероприятию старшим воспитателем разрабатываются спе­циальные карты, ис­ходя из специфики и тематики кон­троля. Они помогают педагогам на­глядно увидеть направления по совершенствованию деятельности, а старшему воспитателю оказать целе­направленную консультационную или практическую помощь.

Организация и содержание работы с родителями.

Работа с родителями - это важное направление в работе старшего воспитателя и методической службы для повышения качества образовательного процесса в ДОУ.

На протяжении многих лет система дошкольного образова­ния существовала изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы обучения, воспитания и развития детей. По­этому родители уверенно отвечают в анкетах на вопрос: «Кто яв­ляется первыми педагогами вашего ребенка?» — воспитатели.

Концепция дошкольного образования положила начало реформам дошкольного образования. В законе РФ «Об образова­нии» ст. 18 п. 1 подчеркивается, что родители являются первы­ми педагогами. Они должны заложить основы нравственного, физического и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

Семья — это привычная среда формирования личности, важнейший институт социализации. «Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее», - писал отечественный философ .

Поэтому основной целью детского сада при взаимодействии с семьями является решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

При организации работы с семьями мы придерживаемся следующих принципов:

- открытость д/сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

Работа с родителями в нашем детском саду выражается моделью:

Подпись: Семейные клубы и др.Подпись: Информационные стендыПодпись: Выставки для родителейПодпись: Участие в педпроцессеПодпись: Дни открытых дверейПодпись: АнкетированиеПодпись: Консультации

Сотрудники нашего детского сада используют разнообразные формы взаимодействия с родителями. Одной из ключевых форм работы является оптимизация педагогического сотрудничества с родителями. Это открытое общение с родителями, обсуждение жизни детей в группе и дома. Это невозможно без знания воспитателями родителей своих воспитанников: их интересов, взаимоотношений в семье, материального положения и отношения к ребенку. С этой целью в детском саду организовываются семейные вечера, где в свободной непринужденной обстановке родители раскрываются наиболее полно. На этих семейных вечерах проводятся викторины, конкурсы, спортивные состязания для детей и родителей, организуются выставки детских работ и совместных работ родителей и детей. Один раз в квартал проводятся Дни открытых дверей, родители посещают занятия, режимные моменты, свободную деятельность детей во второй половине дня. Через информационное пространство каждая возрастная группа знакомит родителей с повседневной жизнью ребенка, а специалисты дают родителям советы по музыкальному воспитанию детей, физическому развитию, развитию творчества и т. д. Для родителей в группах оформлены папки с консультациями по каждому направлению развития.

Проводятся нетрадиционные родительские собрания с приглашением специалистов. На таких собраниях основной формой общения является дискуссия. Для осуществления работы с родителями в начале года каждая возрастная группа составляет перспективный план (приложение 12), согласно которому работают в течение года.

Родители принимают участие в мероприятиях детского сада: праздниках и развлечениях, конкурсах, выставках; помогают в изготовлении костюмов, атрибутов для игр, в оформлении групп и т. д.

В детском саду ведет работу семейный клуб «Улыбка судьбы», заседания которого ведут узкие специалисты д/сада. Родители приглашаются заранее через объявление, предлагается определенная тема и посещаемость со стороны родителей зависит от того, заинтересовала ли данная тема родителей. Конечно, хотелось бы, чтобы родители сами предлагали темы заседаний клуба.

Кроме этого в детском саду организован педагогом дополнительного образования семейный клуб «Семицветик», в работе которого реализуется проектный метод по созданию совместных, родителей с детьми, художественных произведений (приложение 13). Дети и родители знакомятся с новыми техниками рисования и художественными приемами изобразительного искусства. Участники проектов не только работают над созданием своего шедевра, но и обсуждают заданные темы, представляют свои работы другим детям и взрослым. Родители с удовольствием принимают участие в работе этого семейного клуба, вносят свои предложения по поводу дальнейшей работы, активно и с желанием участвуют в выставках и конкурсах.

С 2006 года мы предлагаем родителям подготовительных групп помощь в подготовке детей к обучению в школе. Для этого решили организовать действующую 1 раз в месяц творческую гостиную «Ребенок на пороге школы» (приложение 14).

Работа с неблагополучными семьями заключается в посещении детей на дому, приглашении на заседания семейного клуба «Улыбка судьбы», проведении индивидуальных и подгрупповых консультаций, активном привлечении к совместной деятельности (приложение 15).

С целью оказания помощи неорганизованным детям наши педагоги посещают таких детей на дому, выясняют причины непосещения образовательного учреждения, приглашают посещать кружки, занятия по интересам, мероприятия для родителей, предлагают консультативную помощь по вопросам воспитания и образования детей.

Изучение семьи ведется последовательно, системно. С целью получения достоверной информации о деятельности ДОУ регулярно проводится анкетирование родителей воспитанников. Изучаются потребности семей в группе выходного дня, собирается информация:

- по обучению детей ненецкому языку через анкетирование на тему «Обучение ненецкому языку», основываясь на которой наш коллектив осуществляет обучение детей ненецкому языку;

- по организации игровой деятельности в семье – анкета «Игра дошкольников в условиях семьи»;

- по развитию речи – анкеты «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста», «Развиваем речь детей», на основе которых была организована индивидуальная работа с детьми с нарушениями в речи на коррекционном часе;

- по развитию двигательных навыков детей в условиях семьи «Место физкультуры в семье»;

- по правилам дорожного движения – анкета «Пешеходом быть - наука»;

- по гражданско – патриотическому воспитанию детей – анкеты «Воспитание любви к родному городу», «Работа с родителями по воспитанию патриотизма у детей в семье», «Ваше мнение о работе нашего коллектива по гражданско – патриотическому воспитанию детей».

В конце каждого учебного года наш коллектив проводит анкетирование родителей по оценке деятельности детского сада. По результатам этого анкетирования следует, что детский сад пользуется авторитетом в микрорайоне, дети посещают детский сад с удовольствием, родители довольны работой воспитателей в группах.

Результатом взаимодействия ДОУ с родителями является удовлетворенность родителей воспитанников деятельностью ДОУ - 95 %, которая отражена в благодарственных статьях в местной газете «Северный луч» (приложение 16).

Взаимодействие с социумом.

Для повышения качества образовательного процесса и реализации годовых задач детский сад сотрудничает на договорной основе с окружающим социумом (приложение 17). Цели взаимодействия способствуют разностороннему развитию воспитанников ДОУ. Наш детский сад активно и успешно сотрудничает с краеведческим музеем, центром социальной помощи семье и детям (сотрудничество с детьми – инвалидами), с воспитанниками детского сада присмотра и оздоровления «Солнышко», Тарко-Салинской средней общеобразовательной школой №2, центром национальных культур, домом детского творчества, школой искусств, библиотекой семейного чтения, Верхне-Пуровский». Цели взаимодействия отражены на схеме:

Основные формы работы с организациями отражены в таблице:

№ п/п

Наименование

учреждения

Реквизиты документа о взаимодействии

(приказ, договор, план мероприятий и др.)

Основные формы

работы

1.

ТССОШ №2

Договор от 01.01.2001 г.

Итоговые занятия с детьми, досуги совместно с выпускниками, экскурсии в школу, родительские собрания, семейный клуб для родителей выпускников, встречи с учителями и т. д.

2.

Пуровский районный центр национальных культур

Договор от 01.01.2001 г.

Проведение национальных праздников, тематических занятий, развлечений, посещение консультаций, лекций, выставок ЦНК и др.

3.

Верхнепуровский

Соглашение о сотрудничестве от 01.01.2001 г.

Оказание помощи детскому саду, экскурсии в совхоз, концерты для работников совхоза и др.

4.

МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Пуровского района

Договор от 01.01.2001 г.

Обмен опытом узких специалистов, открытые занятия, развлечения, концерты и др.

5.

Библиотека семейного чтения

Договор от 01.01.2001 г.

Посещение выставок, экскурсии, занятия и др.

6.

Р района

План совместных мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления ПАВ от 01.01.2001г.

Занятия с детьми, досуги, игры, экскурсии, совместные мероприятия для родителей и для педагогов

7.

ГИБДД Пуровского района

План совместных мероприятий по профилактике ДДТТ от сентября 2010 г.

Занятия с детьми, игры, досуги и др. Мероприятия для родителей и для педагогов.

8.

МДОУ д/с «Солнышко»

Договор о сотрудничестве по эвакуации в случае возникновения пожара от 01.01.2001 г.

Эвакуация детей в случае возникновения пожара в детском саду.

9.

Пуровский районный центр национальных культур

Договор о сотрудничестве по эвакуации в случае возникновения пожара 13.04.2006 г.

Эвакуация детей в случае возникновения пожара в детском саду.

10.

ДК «Юбилейный»

Договор о сотрудничестве по эвакуации в случае возникновения пожара 13.04.2006 г.

Эвакуация детей в случае возникновения пожара в детском саду.

Инновационная деятельность ДОУ.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 Схема методической службы в доу Схема методической службы в доу Схема методической службы в доу Схема методической службы в доу Схема методической службы в доу Схема методической службы в доу Схема методической службы в доу Схема методической службы в доу Схема методической службы в доу Схема методической службы в доу Схема методической службы в доу Схема методической службы в доу Схема методической службы в доу Схема методической службы в доу Схема методической службы в доу

Тоже читают:



Пельмени машина своими руками

Как в линукс сделать загрузочную флешку uefi

Хэллоуин макияж черным цветом

Красивые открытки на вторник

Китайские праздники открытки